Бетонные работы

В процессе бетонирования заготов-ленную бетонную массу доставляют от места ее приемки или замешивания раствора до установленной опалубки и укладывают в нее. После твердения бетона опалубку разбирают.
При возведении небольшого дома бетонный раствор можно перевозить на тачке, тележке или перекачивать его по желобу непосредственно от автомобиля-бетономешалки. Для перемещения бетона на тележках делают специальные настилы (рис. 74) из досок сечением 50 х 100 мм или из обрезков фанерной опалубки. Уклон подъема настилов не должен превышать менее
1 м на каждые 5 м пути.

При бетонировании стен и колонн здания бетонную массу перекладывают с тележки на открытую с одной стороны платформу площадью около 1,5 м2, откуда ее лопатами перемещают в опалубку. Стены и вертикальные конструкции бетонируют слоями толщиной примерно по 20 — 40 см, последовательно уплотняя их (рис. 75). При бетонировании плит и фунда-ментов раствор можно заливать не-посредственно в опалубку. При этом надо позаботиться о том, чтобы арматура не сдвинулась с места и не деформировалась. Бетонирование упрощается и значительно ускоряется при использовании перекачки.
стой. В холодное время года вода, используемая для раствора, должна подогреваться, если кладку производят при температуре ниже +5°С. При этом температура раствора не должна превышать +35 °С.
С использованием ленточных транспортеров можно бетонировать горизонтальные конструкции на высоте 3 — 4 м. Ленточным транспортером можно подавать бетон на высоту 8 м, а с помощью бетонного насоса — на высоту 20 м. Для уплотнения бетона применяют вертикальную вибротрамбовку. Радиус ее эффективного действия не превышает размера пяти диаметров ее корпуса. Если диаметр корпуса равен 50 мм, то зона действия составляет около 250 мм.
Трамбование продолжают до тех пор, пока на поверхности массы не исчезнут большие воздушные пузыри, а сама поверхность не станет ровной и гладкой. Чрезмерное дли-

Рис. 74. Использование настила при бетони-ровании стены

Рис. 75. Уплотнение бетона а — при изготовлении горизонтальных конструкций; б — при возведении стены

тельное трамбование может вызвать ухудшение прочностных свойств бетонной массы и разрушение самой опалубки. Оптимальное время трамбования 10 — 15 с для каждого отдельного места. При трамбовании стержень корпуса трамбовки углубляют в предыдущий слой отливки как минимум на 10 см и медленно поднимают, чтобы отверстие успело затянуться. Если нагрузки на конструкции будут незначительными, уплотнение можно проводить вручную.
Обычно время твердения бетона при температуре воздуха 20 °С и при использовании нормальных цементов 28 сут. Преждевременное высыхание и твердение бетона вызывает появление трещин. Чтобы этого не произошло, необходимо накрывать забетонированную конструкцию влажной тканью и по мере испарения влаги периодически ее смачивать в теплое время года, а зимой рекомендуется закрывать поверхность конструкции теплоизоляционным материалом.
Не раньше, чем через 5 сут (при температуре +20 °С), когда бетон достигает 60 % расчетной прочности, опалубку горизонтальных конструкций можно снимать. Относительная прочность бетона быстро возрастает в течение первых 7 сут (до 60 — 70 % расчетной), а затем постепенно замедляется. Для достижения расчетной прочности требуется еще около 20 сут.
Опалубку вертикальных конст-рукций можно разбирать, когда прочность бетона достигает 25 — 30 % расчетной прочности, т.е. через 2 — 3 сут при температуре +20 оС. Самый простой способ определения времени разборки опалубки — попробовать, можно ли ее снять без ущерба для сооружения.
Бетонирование в холодное время года. При отрицательных температурах вода, находящаяся в бетонном растворе, расширяется, что приводит к разрушению бетонной смеси и самой конструкции. Из-за этого в холодное время года температуру бетона надо поддерживать выше 0 °С до тех пор, пока он достигнет не менее 25 % расчетной прочности, или для бетона К-20 около 5 кН/м2. Температура бетонной массы при заполнении опалубки должна быть выше +10 оС. Непосредственно после бетонирования конструкцию необходимо накрыть и начать подогрев. Бетон поддерживают теплым с помощью либо обогревателя, либо отопительного элемента. Применяя так называемый «горячий» бетон, можно отка
заться от отопления, так как температура массы при поставке с завода настолько высока и реакции твердения так быстры, что прочность можно достичь до того момента, как температура бетона опустится ниже О °С. В любом случае конструкцию следует тщательно укрыть теплоизоляцией.
Выравнивание поверхности плиты промежуточного перекрытия (рис. 76). После укладки бетонной массы поверхность перекрытия разравнивают с помощью специальной правильной доски, используя при этом направляющие из труб или ровную поверхность бортов боковой опалубки, а также направляющие, уложенные в бетонируемой массе.
Лишнюю часть бетонной смеси убирают до уровня направляющих с помощью возвратно-поступающих движений. В этот период бетонная масса должна быть достаточно пластичной. Чтобы поверхность бетонируемой конструкции была ровной, правильную доску необходимо держать перпендикулярно по отношению к направляющим, как по-казано на рис. 76.
После того как поверхность бе-тонного раствора затвердеет, в течение 1 — 2 ч ее затирают (выравнивают) деревянным или пластиковым правилом-доской размером 250 х 300 мм. После этого поверхность шлифуют правилом размером 400 х 500 мм (рис.77). 

П. Юрмалайнен
Строим сами деревянный дом